Транспортировать крупные, а уж тем более опасные грузы, всегда хлопотно и совсем неважно каким транспортом осуществляется перемещение. Ни одна уважающая себя компания не возьмется за такую работу без предварительной подготовки, упаковки и предоставления соответствующей документации на такой груз, в первую очередь это касается воздушного транспорта.
Чаше всего под фразой «опасный груз» понимают вещества и предметы, способные стать причиной пожара, взрыва, порчи транспортного средства и складских помещений. Кроме того, опасный груз может стать причиной отравлений или увечий технического персонала транспортной компании, а также во время перевозки груз может причинить имущественный вред. Если такой груз планируется транспортировать на дальние расстояния, то его необходимо маркировать как «опасный» в соответствии с ГОСТом 19433-88. В ходе транспортировки должны строго соблюдаться все предписания и инструкции, иначе неправильная транспортировка может стать причиной несчастных случаев и даже катастроф.
Согласно инструкциям, перевозка опасных грузов, в том числе воздушным путем, осуществляется при соблюдении необходимых требований:
• Опасность груза классифицирована и определены упаковочная группа и номер ООН;
• Небезопасный груз описан по всем правилам как то предусматривает «Декларация отправителя…» и к нему приложена вся необходимая для транспортировки документация;
• Транспортировка может осуществляться только в случае правильной и надежной упаковки, как то предусматривают инструкции;
• Не допускается транспортировка без соответствующей маркировки и специальных знаков, сообщающих об уровне опасности;
• Груз должен быть в надлежащем состоянии.
Самое главное при транспортировке опасного груза его целостная упаковка без повреждений. В ней непременно должно быть строго ограниченное количество груза. Перед отправлением экипаж и весь персонал оповещается о том, что на борту находится опасный груз, а это значит, нужно быть предельно осторожным, чтобы не причинить вред окружающим и себе.
К любым видам перевозок и авиадоставки допускаются автомобили, однако только при наличии декларации. Компания-перевозчик должна обладать сертификатом на транспортировку крупных и небезопасных предметов и иметь доверенность отправителя груза. При этом должны также соблюдаться необходимые правила. К примеру, топлива в баке должно быть не больше четверти объема, аккумулятор непременно должен быть отключен, а клеммы хорошо изолированы.
Важно, чтобы компания-перевозчик и ее сотрудники были не просто осведомлены о возможных опасностях при транспортировке, но и имели необходимый опыт поведения и устранения опасных ситуаций, а это есть далеко не у всех.
Вообще на сегодняшний день существует девять классов опасности грузов. С ними можно ознакомиться в специальном документе «Технической инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху», который есть в свободном доступе. Есть ряд веществ, которые полностью исключены из списка разрешенных к авиатранспортировке. Из-за этого стоит заранее осведомляться о содержимом и убедиться в безопасности. Если есть сомнения, необходимо связаться с диспетчером для установления категории груза и узнать о наличии сопутствующей документации у заказчика перевозки. Многие транспортные компании оказывают услуги по оформлению необходимых бумаг для последующей транспортировки.